Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
17 июня 2006

Экономические связи Казахстана и Азербайджана

Экономические проблемы Каспийского региона , как разъединяют, так и объединяют страны находящиеся на данной территории. Дружба между казахскими и азербайджанскими народами имеет глубокие корни, получившая сегодня новые импульсы в сотрудничестве в различных сферах экономики.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Азербайджаном были установлены 27 августа 1992 года. С 16 декабря 1994 года начал функционировать посольство республики Казахстан в Баку. Одним из первых Казахстан, как и Россия, заключил с Азербайджаном соглашения о разделе дна Каспийского моря по срединной линии по секторам.

Казахстан сотрудничает с Азербайджаном как на основе двухсторонних договоров, так и в рамках таких интеграционных объединений как СНГ, ОЭС, ТРАСЕКА, ОИК, СВМДА, ОБСЕ.

Одной из первых стран, которую посетил И. Алиев став президентом Азербайджанской республики был Казхстан. Параллельно с его визитом в Астане открылось посольство Азербайджана в Казахстане.

25мая 2005года состоялся ответный визит президента республики Казахстан  Н. Назарбаева в Азербайджан. Он принял участие на торжественных мероприятиях, посвященных сдаче в эксплуатацию азербайджанского участка нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. По итогам двух визитов был подписано 13 документов, охватывающий широкий спектр двухстороннего сотрудничества. Согласованы и подписаны торгово-экономические, научно-технические, военные и другие договора. Среди этих документов особо выделяется договор «О стратегическом партнерстве и союзнических отношениях». Казахстан тесно сотрудничает с Азербайджаном в экономической сфере. Последние годы в структуре поставок из Казахстана в Азербайджан преобладали газ и зерно, а также, стальной прокат, табачная продукция и рис.

Для народов многих стран хлеб и соль — это особо чтимые продукты, так же они имеют и глубокое символичное значение. Народ Азербайджана не является в этом отношении исключением, здесь есть такое понятие как друзья по хлебу и соли. В связи с этим народ Казахстана можно назвать хлебосольным народом. Азербайджан ежегодно импортирует больше 1 миллиона тонн продовольственный пшеницы из Казахстана и России.

В Бакинском порту Говсаны строиться терминал, рассчитанный на 2 миллиона тонн Казахстанской пшеницы, часть ее будет отправлена в соседние страны. Зерновой терминал построен и в Актау. Из Азербайджана в Казахстан поставляется также продукция топливно-энергетического комплекса (реактивный керосин, дизельное топливо, смазочные масла), оборудование для машиностроения.

По договоренности между правительством Казахстана и Азербайджана осуществляется совместный проект по проведению волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря между Сиязань ( 120 км севернее Баку) и Актау. Новая линия протяженностью 400 км через Каспий станет ответвлением Трансазиатско-Европейской волоконно-оптической линии.

Приоритетными направлениями в экономическом сотрудничестве двух стран стали транспорт и энергетика. Казахстан и Азербайджан в эксперте нефти поддерживают и успешно внедряют в жизнь принцип диверсификации.

Казахстан добывает 60 миллион тонн нефти и использует в экспорте трубопроводы Тенгиз-Новороссийск (КТК), «Атасу-Алашанькоу», построенный для перекачки нефти в Китай. Последний нуждается в нефти из Западной Сибири, поступающей через трубопровод «Омск-Павлодар-Шымкент». Полная мощность трубопровода достигает 20 миллион тонн нефти.

Сооруженный в 2005 году этот трубопровод соединяет казахстанский поселок Атосу с китайским Алашанькоу и имеет общую протяженность 998 км. В настоящее время идет процесс наполнение трубы нефтью.

Несмотря на то, что основной экспортный маршрут казахстанской нефти на мировые рынки проходит через Каспийский трубопроводный консорциум, Казахстан рассматривает все перспективные направления для транспортировки углеводородов, такие как Россия, Китай, в этом ряду стоит Азербайджан и даже Иран.

Принцип диверсификации, взятый, за основу при транспортировке нефти Азербайджаном и Казахстаном, эксперты политологи объясняют, исключительно с позиции геополитики. По нашему мнению, эти страны в первую очередь интересуют экономические вопросы в транспортировке энергоресурсов.

Диверсификация путей транспортировки означает во первых — устранение монополии, т. е. экономического диктата страны, по территории которой проходит трубопровод. Например, Транснефть не хочет уступить в цене за транспортировку азербайджанской нефти. Естественно, что при таком положении дел, сами законы экономики толкают Азербайджан на поиск новых путей экспорта нефти.

Во-вторых, — экспорт нефти по различным трубопроводам, с одной стороны, минимизирует вероятность возможности форс-мажора, с другой стороны, дает возможность поставщику продавать нефть по диверсифицированной цене нескольким покупателям. После газового кризиса на Украине основные покупатели углеводорода Каспия, во избежание подобной ситуации также заинтересовались в проведении в их страны еще нескольких трубопроводов из стран-поставщиков. Именно диверсификация путей позволить в нужном объеме и беспрерывно поставлять и получать углеводороды, это простой экономический расчет и политизировать его не стоит.

Увеличения объемов добываемых углеводородов также подталкивает эти страны через различные трубопроводы поставлять сырье в страны-потребители. Казахстанская нефть транспортируется из Актау в танкерах в Баку, а отсюда по железной дороге перевозится через территорию Азербайджана в порты Грузии Батуми и Поти.

Казахстан желает присоединиться к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. С начала 2006 года правительства Казахстана активно ведет подготовительную работу по согласованию окончательного варианта контракта. Проект соглашения обсуждался в Казахстане, и первоначально были достигнуты договоренности на уровне Государственной нефтяной компании Азербайджана и «Казмунайгаза». После документ прошел согласования во всех соответствующих министерствах и ведомствах Казахстана и был направлен азербайджанской стороне.

Трубопровод БТД является одним из самых крупных энергетических проектов в мире. 27-28 мая ввод в эксплуатацию нефтепровода стал событием международного масштаба. Этот проект объединил два моря и три государства.

По заверению президента Азербайджана  И. Алиева, руководство страны преследовало, прежде всего, экономические цели в сооружении этого трубопровода. Два существующих трубопровода, имеющих выход к Черному море не обладают объемными возможностями БТД.

Подключение Казахстана к нефтепроводу БТД отвечает интересам Азербайджана. Это позволит государству получать дополнительные дивиденды, как стране, через территории которой проходит транспортный путь. По поводу соглашения о транспортировке казахстанской нефти по территории Азербайджана у руководства страны существует собственное мнение. Они не желают ограничиваться утверждением данного документа на уровне премьер-министров стран, а хотят подписать соглашение между президентами обоих государств и ратифицировать его в парламентах республик. Это предложения связано с тем что в 2005 году в Казахстане принят закон о международных соглашениях, имеющей пункт о превосходстве над указанными документах внутреннего законодательства страны.

Руководство Казахстана рассматривает БТД, как один из дополнительных вариантов для экспорта казахстанской нефти, первоначальные объемы планируется 10-12 млн. тонн нефти. Энергокоридор Актау — Баку предназначен только для нефти с месторождения «Кашаган», а добыча в этом месторождении планируется начаться с 2008 года, а прихода казахстанской нефти в Азербайджан можно ожидать не раннее 2010 года.

Предусматривается, что участок Актау-Баку будет действовать как самостоятельный. Для создания системы Актау-Баку предполагается строительство нового терминала для хранения и перекачки нефти в село Курык(порт в 76 километрах юго-восточнее Актау) а также соединительных трубопроводов. Для этого будут сооружены выносные причалы. Мощность системы по перекачке составит всего 30 млн. тонн нефти в год, однако на первом этапе будет перевозиться 7,6 млн. тонн нефти. Выносные причальные устройства необходимы для погружения нефти танкерам с большим водоизмещением с 60 тыс. тонн или же 25 тыс. тонн.

Акционерами БТД являются: ВР (30,1% долевого участия), ГНКАР (25%), Statoil (8.71%), Unocal (8,9%)? TPAO (6,53%), Itochu (3,4%), Amerada Hess (2,36%), ENI (5%), ConocoPhillips (2,5%), Inpex (2,5%), Total (5%). Среди акционеров четыре кампании, участвующие в контракте на месторождении Кашаган. Это ENI, ConocoPhillips, Inpex и Total. Эти компании естественно имеют экономический интерес в транспортировке добытой ими нефти по ими же сооруженным трубопроводам.

В марте 2006 года американская нефтегазовая компания ChevronTexaco подписала контракт с государственными транспортными предприятиями Азербайджана о транспортировке нефти по территории республики. Когда мы говорим о азербайджанских или казахстанских углеводородах, надо помнить, что на территории этих стран добычей занимаются наряду с местными компаниями и зарубежные компании. Они нередко участвуют и сооружении нефтепроводов и газопроводов. Они вольны при выборе путей экспорта собственного сырья.

Российским компаниям пожелавшим экспортировать сырье по трубопроводам, проходившим по территории России необходимо участвовать в добыче углеводородов во всех секторах Каспия. По нашему мнению, именно это укрепит позицию Российских компаний в регионе. С другой стороны надо гибко подойти к ценам транспортировки нефти и газа по своим трубопроводам, что позволит успешно конкурировать с другими участниками транспортировки углеводородов.

До последнего времени только в азербайджанский сектор Каспия зарубежными компаниями инвестировано 17 миллиардов долларов, согласитесь, ни один человек с нормальным рассудком, ни одна организация не выбросит свои деньги в море ради гепотетического укрепления своего государства в прибрежных государствах. Как писали основатели диалектического марксизма, и трудно в данном случае с ними не согласиться, «бытье определяет сознание».

В начале и в конце 20 века на берега Каспийского море зарубежные компании привлекала нефть, обеспечивавшая им многомиллиардные прибыли. В начале 90-х годов прошлого века в бюджетах только созданных Прикаспийских государств существовал огромный финансовый дефицит. Они не были в состоянии самостоятельно осуществить добычу углеводородов, находящихся на их же территории, и эти государства вынужденно соглашались на сотрудничество с транснациональными компаниями. Не секрет, что заключенные контракты при другом раскладе финансовых возможностей Каспийских стран имели бы абсолютно другие условие, намного выгоднее для стран-хозяев добываемой нефти.

В начале 90-х годов, как и в начале века, Россия также испытывала финансовые трудности. Положение усложнялось еще и тем, что если в начале века в Баку, (а он был единственным городом не только на берегу Каспия, но и во всей России где добывалась нефть) добыча нефти не требовала больших затрат, она буквально била фонтаном из-под земли, то в настоящая время нефть в основном находится глубоко на дне море и добыча ее является многозатратным процессом. Транснациональные нефтяные компании, такие как BP, Statoil, Unocal, Chevron и другие, имеющие огромные финансовые возможности, пользуясь для них выгодно складывающейся экономической ситуацией в начале 90 -х годов прошлого века активно внедрились в Казахстанский и Азербайджанский секторы Каспийского море.

Автор: Агакишиев Исмаил Алиевич
Кандидат исторических наук, руководитель спецпроекта ИАЦ МГУ «Россия – Азербайджан»

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru