Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
13 апреля 2007

ЕврАзЭС и ОДКБ в Центральной Азии: проблемы интеграции региона

ЕврАзЭС и ОДКБ в Центральной Азии: проблемы интеграции региона

Особенности евразийской интеграции.

Перед тем как описывать текущую работу ЕврАзЭС и ОДКБ стоит еще раз напомнить несколько самых общих вводных, относительно процесса евразийской интеграции. Некоторые из этих соображений были высказаны участниками недавней конференции в РГГУ.

Первое. Сравнивая ситуацию с тем, какой энтузиазм в массе своей испытывают европейцы от своей идеи и результатов процесса, у нас идея интеграции, очевидно близкая по смыслу, находится в массовом сознании где-то на уровне нуля. Нет ясной готовности у властных групп, нет интереса у бизнес элит, нет энтузиазма у обывателей. Период дефрагментации советской империи, сменил период собственного национального строительства, который пока не исчерпан. Перепрыгнуть через эту ступень не удастся.

В Европе пятьдесят лет назад жила необходимость преодолеть послевоенную разруху, заложить основы экономического Содружества (18 апреля 1951 года соглашение по объединение рынка угля и стали шести стран), которое сразу же мыслилось многими как фундамент политической интеграции. Тогдашняя Европа – территория после трех имперских воин (1870, 1914, 1939), Европа буржуа уставших от Бисмарка, Кайзера и Гитлера. Задача той Европы -- заложить такие основы, чтобы вообще никогда не воевать между собой, в принципе, никогда. Не простая задача с учетом франко-германской «дружбы». В этом плане помогло и наличие внешнего общего врага – «коммунистических варваров» с Востока. Отсюда и вторая задача – стать сильнее. Создание наднациональных органов – как показало время -- усиливает экономику благодаря координации, и не ослабляет их государственный суверенитет, как зачастую это трактуется в российском представлении.

Подобного набора позитивных компонентов для интеграции мы не найдем в «наших степях». Ситуация на постсоветском пространстве совершенно уникальна, евразийский процесс на данном этапе мотивирован другими интенциями, имеет другую механику. Вероятно, разумно сравнивать с европейским опытом для факультативных исследований или публицистических целей, но с другой стороны, просто сравнение с Европой не даст верного ответа на перспективы евразийского процесса интеграции.

Второй момент связан с постоянным дефицитом политического времени и давлением больших неосвоенных пространств.

В нашем, евразийском случае нужно говорить не только об отсутствии воли к этому процессу, но и присутствии больших подозрений.

Зачем нам интегрироваться? – многие задаются как раз этим вопросом. Большая часть влиятельных чиновников РФ прекрасно осознают, что данное строительство потребует, прежде всего, от России крупнейших вложений, сопоставимых с субсидированием республик СССР в советское время. Кроме того, глубокая интегрированность потребует перераспределения полномочий. Элиты стран-участников попросят где-то подвинутся, либо возникнут трения с наднациональными органами: представьте, если от Генсека ЕврАзЭС будет зависеть ставка импортных таможенных пошлин в Казахстане, и он же будет участвовать в определении транспортных тарифов в России. Такая перспектива не всех обрадует. Когда Назарбаев говорит, что готов активно окунутся в это строительство, то он вполне искренен в своем желании советского человека жить в большой и сильной стране. Но исходя из одной политической воли граждан президентов, запустить этот механизм невозможно, нужна готовность бюрократии идти на уступки, в их понимании на жертвы, и готовность граждан на более низких уровнях социальной пирамиды приветствовать этот процесс.

Есть и еще один немаловажный момент, относящийся к национальному строительству стран СНГ. Многие из бывших республик никогда не существовали на карте как независимые государства, а многие, как они сами считают, находились в состоянии колониальной подчиненности по отношению к России. По их историческим меркам они только начинают жить как суверенные, их властная элита только встает на ноги, некоторым льстит та ответственность, которая на них возложена, некоторые ощущают себя добрыми королями, отцами нации. И надо сказать это очень важный период в жизни молодой страны, но не сочетаемый с интеграционным пафосом.

Зачем нам интегрироваться? – задаются вопросом в столицах СНГ. Идти опять под диктатуру московского центра, что кажется более серьезной опасностью урезать свои возможности, чем развивать различные проекты с китайцами и американцами (Китай в период 2005-2007 запланировал кредитную линию на развитие Узбекистана в размере $598 млн. Кредиты предоставляются без гарантии правительства, на 15 лет, включая 5 лет льготного периода по процентной ставке 3% годовых). В отличие от ЕврАзЭС, Китаю не было важно является ли Узбекистан членом ГУАМ или нет.

Действительно РФ не очень активно вкладывает в обычные проекты (дороги, жилье, инфраструктура, ирригация, энергетика), то есть не выгодные с точки зрения сырьевого экспорта. Зато, имеющиеся ресурсы смело направляются на внешнее по отношению к ЕврАзЭС политические пространство, к примеру: списано 73% сирийского долга, который, составлял $13,4 млрд., зачем-то выделено с барского плеча $10 млн. на развитие партии Хамас. Таких примеров множество, а в совокупности они означают, что Россия хочет воспринимать себя как мировая держава, но в большей степени там, где нет ее реальных интересов. Парадокс ситуации в том, что Путин просит не считать СНГ второсортным полем, внутренним подворьем России, сверх того, декларируется, что именно на этом пространстве происходит главная геополитическая битва России.

Полноценная политическая интеграция государств в большей степени возможна в постиндустриальной стадии развития. Мощная экономическая интеграция возможна при высоком или набирающем силу индустриальном уровне развития. У нас повсеместно произошел откат на ступень ниже: на место советского кадрового отбора, поставлена система кланового управления, экономика стран региона создается интересами частно-государственных корпораций. Сами по себе системы вполне жизнеспособны, но не готовы интегрироваться между собой на принципах современного века.

Поэтому в случае с евразийской интеграцией надо иметь ввиду некий процесс, который не пересекает и не ограничивает серьезных корпоративных и групповых интересов, либо подчинен этим интересам. На деле получается занимательная клубная или командно-штабная игра, стилизация под интеграцию, позволяющая ее участникам говорить примерно следующее: «да, мы знаем, что перспективы туманны и противоречия не решаемы, но мы делаем задел для потомков, сохраняем связи».

Представление об интеграции в ЦА как «восстановлении обрушенных связей», (четко прослеживается в выступлениях Назарбаева), типично тому, как принято оценивать рост экономики, сравнивая с тем, достигли ли мы уровень ВВП 1991 года или нет. И хотя всем понятно, что это лишь символическая цифровая оценка, подсознательно блуждает мысль – вот если достигнем позднесоветского уровня, тогда и сумеем восстановить связи подобные тому, что были при республиках СССР. Естественно, что сейчас задачи и условия совсем другие, но такая ностальгическая реакция весьма показательна в отсутствии проектной интриги, захватившей в свое время западную Европу.

ОДКБ: нынешняя стадия и ближайшие перспективы развития.

ОДКБ - региональная организация безопасности, создавалась не как противовес НАТО, а скорее как структура, в задачи которой входит поддержание условий для общего взаимодействия национальных ВС. Пока мы можем говорить лишь о частичных, локальных успехах штабной координации, показанных на учениях. Общая структура командования (Совет министров обороны государств-участников СНГ, Комитет начальников штабов ВС СНГ, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ) развита ровно в той степени, которая не противоречит интересам национальных штабов и их главнокомандующих.

В Бишкеке, в августе 2001 года создана Постоянная оперативная группа Rоллективных сил быстрого развертывания Центральной Азии (КСБР) ЦАР. 23 октября 2003 г. в Канте (Киргизия) была открыта российская военно-воздушная база, являющаяся авиационным компонентом КСБР ЦАР. Действует постоянная оперативная группа Штаба КСБР, дислоцирована в Бишкеке. Общая максимальная численность группировки – порядка 4 тыс. человек со штатным вооружением и боевой техникой (10 батальонов ВС России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана). В мирное время подразделения, входящие в КСБР, находятся на национальных территориях и в национальном подчинении и периодически проводят совместные учения.

На сегодня можно условно выделить три направления деятельности ОДКБ:

  • - антитеррористическая подготовка и борьба с наркотрафиком, координация действий с МНБ и МВД стран участников; создание единых оборонительных комплексов (ПВО, охрана границ, коммуникаций);

  • - подготовка кадров и создание для участников выгодного рынка техники. В военно-учебных заведения Минобороны РФ проходят обучение около 800 слушателей из стран ОДКБ;

  • - попытка выйти на уровень глобального международного позиционирования. Стремление стать международным игроком.

Учения. В совместных акциях ОДКБ наиболее полно отражаются желания и реальные возможности организаторов оборонительной структуры.

Последние по времени антитеррористические учения ОДКБ «Рубеж-2007» проходили на территории России и Таджикистана 27 марта - 6 апреля 2007. На первом этапе отрабатывались совместные командно-штабные действия оперативного штаба, оперативных групп секретариата ОДКБ, оперативной группы Антитеррористического центра СНГ и национальных ВС. В коалиционных маневрах приняли участие подразделения (КСБР) ЦАР из России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии, впервые на учениях присутствовала группа наблюдателей ВС Узбекистана (в начале 2007 года Узбекистан восстановил членство в структуре). На втором этапе отрабатывали вопросы принятия решения командующим КСБР и постановка задач подчиненным воинским частям и подразделениям. Третий этап - активная фаза учений – состоялся на полигоне Ляур (15 км севернее Душанбе, Таджикистан).

Предыдущее, более масштабное и интересное по своим задачам, учение «Рубеж-2006» происходило в августе прошлого года в 30 км. от порта Актау по весьма вероятному в регионе ЦА сценарию: в некой центрально-азиатской стране после президентских выборов, террористические группировки совершают переворот с целью создания исламского халифата. Впервые в подобных учениях ОДКБ произошла высадка совместного десанта на северо-восточное побережье Каспия. Участвовали казахстанские, киргизские, российские и таджикские подразделения. В сценарии учитывалась и третья сторона – некие нейтральные силы, стремящиеся упрочить свое влияние в регионе, не ввязываясь в вооруженное противостояние.

Россия на учениях была представлена соединением в полторы тысячи человек приволжско-уральского военного округа. Руководил учениями министр обороны Казахстана Мухтар Алтынбаев. Общая численность армейской группы: две с половиной тысячи военнослужащих, 60 бронемашин, полсотни артиллерийских орудий и минометов, 35 самолетов и вертолетов, 14 боевых кораблей и судов обеспечения. Часть этих сил укомплектована оперативными группами МВД, МЧС, спецслужб.

По смыслу, легенда учений походила на отработку «туркменского сценария»: только одна страна каспийского региона подходила к точке непредсказуемого политического развития, и в среде около военных аналитиков в тот период возникали предположения о возможном дворцовом перевороте в Ашхабаде.

Если в целом анализировать учения участников ОДКБ надо отметить их пространственную разомкнутость. Объединенные учения до сих пор не проводились: западная группа ОДКБ состоящая из российско-белорусских сил проводит учения отдельно, без участия центрально азиатских соединений, то же с Арменией. Получается что единой системы коллективной безопасности, включающей все коалиционные силы, пока не создано. Также, много не ясного в отношении применения пункта Устава, обязующего ОДКБ защитить участника организации от нападения, в случае его просьбы. Армения, член ОДКБ находится в конфликте с Азербайджаном. Ереванские политики, особенно в присутствии российских делегаций, говорят о важности такой взаимопомощи, российские военные согласны, не спорят, но Кремль старается не развивать эту щекотливую для азербайджано-российских отношений тему. В Узбекистане, Каримов не обратился к ОДКБ во время андижанских событий, вероятно и другие президенты не станут обращаться за помощью к ОДКБ в случае внутренних гражданских волнений, хотя в регионе ЦА их запросто можно списать на активность исламистских и иных деструктивных сил. Единственный эпизод, когда заговорили о роли ОДКБ – два боевых эпизода в Баткенской области Киргизстана 1999 и 2000 годов (с границ Таджикистана и через Узбекистан в Киргизию проникали боевики ИДУ, захватывали заложников, в результате атак погибли 55 военнослужащих и 88 получили ранения). Однако ведущая роль в предохранении от подобных ударов играют пограничные войска и элитные спецподразделения национальных сил. ОДКБ пока слаба, чтобы влиять на политику, тем более ввязываться собственными силами в трансгосударственные конфликты. Не вполне отработан вопрос применения сил: проходит слишком длительный промежуток времени между принятием решения о военной помощи и его реализацией.

ВТС. Военно-техническое сотрудничество.

В ОДКБ намерены сотрудничать в области производства, эксплуатации, ремонта, продления сроков эксплуатации и утилизации военной техники.

Пока есть только проект Соглашения, регламентирующего это направление сотрудничества. Он будет еще обсуждаться участниками. Согласно документу, предусматривается запрет на передачу (продажу) третьим странам, организациям и лицам продукции, полученной в рамках данного соглашения, без предварительного письменного согласия поставляющей стороны. Пока не ясно, идет ли речь о всей закупаемой членами ОДКБ продукции, или той, что приобретается на льготной основе, то есть в рамках обязательства России продавать участникам ОДКБ технику по внутренним ценам РФ. Многие эксперты и специалисты знакомые с практикой ОДКБ вообще считают данную льготу профанацией. Она просто не работает. Меньше сомнения вызывает реализация другого плана -- в рамках развития КСБР до 2010 г., для войск группировки предусматривается единая экипировка и единообразное вооружение.

Гораздо сложнее продвинутся в другом важном аспекте сотрудничества, на котором сосредоточилась организация.

На территории СНГ уже многие годы планируется создать несколько единых региональных систем (ЕРС) ПВО. Их должно быть три: (ЕРС) Союзного государства России и Беларуси; ЕРС ПВО на Южном Кавказе; и в Центральной Азии.

То есть, речь идет о полной координации сил ВВС и средств ПВО этих стран. Координация по отдельным направлениям уже достигнута. В Армении дислоцирована 102-я российская база в Гюмри, в состав которой входят силы ПВО, вооруженные системами (ЗРС) С-300, а также авиабаза Эребуни, где базируются истребители МиГ-29. Также при поддержке России была усовершенствована ПВО Армении: проведен ремонт техники, систем управления и связи, а также осуществлена переподготовка армянских военных для работы с ЗРС С-300. Армения планирует приобрести новые С-400. В эту же региональную систему, возможно, увязан комплекс раннего предупреждения ракетной атаки РЛС «Дарьял», базирующийся в габалинском районе Азербайджана. Южнокавказская зона объединенной ПВО преподносится как уникальная в своем роде и эталонная по качеству работы. Вероятно ее функционирование без участия Грузии и Азербайджана, похоже на шахматные клетки: проникновение ПВО радаров американского производства в Грузии не помешает работе армяно-российской группировки, с соседней стороны азербайджанские военные наблюдатели, они также периодически принимают участие в заседаниях руководства ПВО СНГ. В итоге все друг друга контролируют.

На восточно-европейском театре военных действий работает российско-белорусская группировка ПВО (Минск-Калининград). Как утверждают военные, кризис межгосударственных отношений их не касается.

Планируется образование ЕРС ПВО и в центрально-азиатском регионе. Региональный штаб и пункт управления планируется создать в Ташкенте. Уровень ПВО защиты Казахстана и Узбекистана, по оценкам российских военных примерно равный.

Остается вопрос финансирования: к примеру, содержание объединенной системы ПВО СНГ в 2006 году обошлось в 60 млн. руб., 80% расходов покрывает Россия. Для растущего военного бюджета страны и общего возбуждения в отношении американских систем ПРО в восточной Европе это совсем небольшие деньги.

Выход за рамки обороны

С недавних пор, а именно с лета 2006 года, руководители ОДКБ и ЕврАзЭС заявили о желании перейти к более высокому уровню интеграции. Генсек ОДКБ Николай Бордюжа и Генсек ЕврАзЭС Григорий Рапота вместе объявили о новом «велении времени»: «Сегодня практически ни один проект, разрабатываемый в рамках Евразийского экономического сообщества - энергетический, транспортный или другой - не может обойтись без решения вопросов обеспечения безопасности. Так же, как и проекты ОДКБ немыслимы без участия ЕврАзЭС».

В Кремле исходят из необходимости завязать военное сотрудничество на межгосударственные промышленные и транспортные холдинги. Как именно это будет происходить пока не ясно, но уже озвучено, что ОДКБ и ЕврАзЭС намерены взаимодействовать в вопросах пограничной и таможенной политики (охрана внешних границ, борьба с наркотрафиком, преступностью, контрабандой); что особо интересно -- намерены контролировать миграционные потоки (пресекать нелегальную миграцию). Одним словом, всецело обеспечить безопасность будущего единого экономического пространства. Вероятно этим летом, на подпись главам государств ОДКБ и ЕврАзЭС, будет представлен документ, формализующий отношения двух организаций.

Подведем некоторые итоги. ОДКБ, уже в первых своих шагах стремится стать организацией выходящей за региональные рамки. Типичный пример этой политики – стремление создать специальные миротворческие силы, которые планируется применять в том числе под эгидой ООН, в конфликтах по всему миру. Далее, настойчивые обращения к НАТО признать ОДКБ в качестве партнера атлантического альянса. Брюссель пока игнорирует эти призывы, утверждая, что политика альянса -- работать с государствами напрямую, а не с оборонительными структурами. Со временем, если ОДКБ станет сильнее, хотя бы в регионе ЦА, возможно НАТО придется пересмотреть свое отношение и пойти на контакт со структурами ОДКБ. Для этого сама бюрократия ОДКБ должна набрать политический вес: все-таки ОДКБ «без году неделя», а натовцы по праву считают себя единственной глобальной силой на планете, хоть и пребывающей в кризисе.

ОДКБ в чем-то ориентируется на НАТО как на достойный образец, стремясь выработать свои эффективные модели кооперации, приближаясь к его высоким техническим параметрам. При этом, что важно отметить, в отличие от НАТО, ОДКБ не ставит своим участникам задачи изменения внутренней политики, не пытается контролировать качество гражданских институтов.

Будущее ОДКБ пока туманно, однако, внушает оптимизм то, что не только Россия стремится развивать эту структуру. В начале апреля этого года, Назарбаев утвердил новую военную доктрину Казахстана, в ней ОДКБ уделено первое и приоритетное место среди других партнеров.

Автор: Караваев Александр
Зам. генерального директора ИАЦ МГУ

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru