Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
16 января 2007

Создание Союзного государства России и Беларуси: проблемы и перспективы (Ч.1)

Создание Союзного государства России и Беларуси: проблемы и перспективы (Ч.1)

Создание Союзного государства России и Беларуси в настоящее время стало важным фактором социально-экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве, моделью государственного и экономического объединения стран СНГ новой формации. Сегодня мы являемся свидетелями того, как идея объединения России и Беларуси в рамках Союзного государства последовательно обретает формы: разработана законодательная база нового государства, определена социальная политика, в значительной степени создан его экономический фундамент1.

Объединение России и Беларуси – процесс объективный, обусловленный общими тенденциями развития человечества. Так, европейская интеграция началась уже довольно давно и проходит достаточно успешно. Процесс объединения России и Беларуси находит поддержку, как у руководства наших стран, так и у белорусского и российского народов. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «есть большое стремление обоих государств к строительству совместных государственных структур»2. Соответственно, политика России и Беларуси в вопросе создания Союзного государства строится именно в данном контексте.

В феврале 1995 года между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь было заключено «Соглашение о сотрудничестве в области культуры, образования и науки» одновременно с «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Стержень этого соглашения – идеалы дружбы, добрососедства, сотрудничества, восстановление поспешно разрушенных отношений между культурными и общественными организациями. Соглашение предусматривало также развитие связей между творческими союзами, ассоциациями и фондами наших стран, а также совместную деятельность государств в разных областях культуры и искусства. Оно было призвано содействовать развитию сотрудничества в подготовке кадров в области культуры, образования и науки, обмену опытом между заинтересованными ведомствами и организациями, установлению и расширению прямых связей между регионами. В этот же период были сделаны первые шаги к объединению России и Беларуси на уровне повседневной жизни граждан. Так, 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка был убран пограничный столб; границы между Россией и Беларусью не стало.

В 1996 году Россия и Беларусь встали на путь непосредственного восстановления и укрепления экономических, политических и историко-культурных связей, которые на протяжении многих веков связывали братские народы. При этом в процессе формирования Союзного государства происходит не механическое сложение потенциалов двух наших стран, а рост их возможностей в геометрической прогрессии, качественное усиление позиций – политических, дипломатических, экономических3. В результате этого удалось добиться преодоления последствий происходившей в 1994-1996 гг. дезинтеграции производственно-технологических и организационных связей между предприятиями и центробежных процессов в торгово-экономических отношениях России и Беларуси; к 1997 г. социально-экономическая ситуация стабилизировалась4, что стало одним из конструктивных факторов процесса институционализации Союзного государства.

2 апреля 1996 года в Москве президенты Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали «Договор об образовании Сообщества Беларуси и России». Стороны решили образовать глубоко интегрированное политически и экономически Сообщество в целях объединения экономического, политического, интеллектуального ресурсов своих государств5. 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководителями парламентов двух государств было подписано «Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества Беларуси и России». Начинают вырисовываться первые контуры будущего Союзного государства6.

После подписания Договора были сформированы рабочие органы Сообщества России и Беларуси, которые проступили к формированию механизма интеграции. Главным органом Сообщества стал Высший Совет, в который вошли руководители государств, правительств и парламентов двух стран7.

Развитие Сообщества России и Беларуси создало предпосылки для преобразования его в более высокое по качеству интеграционное объединение – Союзное государство, которое призвано полнее удовлетворять интересы граждан наших стран на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов, проведения экономических преобразований, укрепления демократии, обеспечения общей безопасности8. В июне 1996 года начал свою работу Исполнительный Комитет как постоянно действующий орган для налаживания практической стороны реализации Договора. В том же месяце Высший Совет Сообщества утвердил решение о создании Таможенного Комитета Сообщества Беларуси и России с образованием коллегии с равным представительством стран.

Созданием Сообщества завершился первый этап российско-белорусской интеграции; в то же время были созданы предпосылки для дальнейшего социально-экономического и государственного и политического объединения наших стран.

2 апреля 1997 года в Москве президенты России и Беларуси подписали «Договор о Союзе Беларуси и России»9. Начинается новая фаза строительства, которая характеризовалась развитием его институциональной основы, структуризацией функций, определением перспективных задач. В сентябре 1997 года ООН зарегистрировала «Договор о Союзе Беларуси и России» и «Устав Союза» – важнейшие основополагающие документы второго этапа формирования Союзного государства.

25 декабря 1998 года была подписана «Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси». В ней декларировались демократические принципы формирования Союзного государства, в том числе: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на основе общепризнанных принципов и норм международного права, проведения свободных демократических выборов и т.д.

В 1999 году было достигнуто окончательное соглашение о создании Союзного государства Беларуси и России. Начался процесс разработки наиболее оптимальных форм государственно-политической и экономической интеграции. 8 октября 1999 года в газетах «Советская Белоруссия» и «Российская газета» был опубликован проект «Договора о создании Союзного государства» для его всенародного обсуждения. Идея единения получила поддержку подавляющего числа граждан России и Беларуси. Была также разработана «Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства», в которой определялись этапы создания Союзного государства, раскрывалось их содержание и сроки реализации конкретных задач взаимодействия.

В Договоре выделялось в качестве приоритетной стратегической цели на первоначальном этапе создания Союзного государства формирование единого экономического пространства10. Договор и Программа стали фактически концепцией и стратегией развития по-настоящему всесторонней интеграции двух стран, формирования условий их реального объединения в рамках Союзного государства11.

Важнейшее значение процесса создания Союзного государства России и Беларуси заключается, прежде всего, в том, что положено начало формированию принципиально иной геополитической и экономической конфигурации на постсоветском пространстве. В 2010-е годы в СНГ должно быть создано полноценное государство России и Беларуси, которое по уровню своего экономического развития и по политическому весу будет лидировать в СНГ.

Процесс создания Союзного государства России и Беларуси вышел на качественно новый уровень в 2000 году в результате системных усилий российского и белорусского руководства. Подписанный 35 января 2000 года президентом Российской Федерации В.В. Путиным и президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко Договор о Союзном государстве создал принципиально новые условия для взаимоотношений между двумя странами.

В рамках Союзного государства Беларуси и России была найдена удачная формула сохранения государственного суверенитета стран-участниц12. Высшим органом Союзного государства был определен Высший Государственный Совет, в состав которого вошли главы государств, правительств и руководители палат парламентов стран-участников. 26 января 2000 года состоялось первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Для обеспечения исполнения решений Высшего Государственного Совета и оперативного управления подчиненной ему системой отраслевых и функциональных органов Союзного государства был утвержден коллегиальный исполнительный орган – Совет Министров Союзного государства.

Был также утвержден бюджет Союзного государства России и Беларуси, который активно используется для финансирования модернизационных, образовательных и социально-культурных программ13.

На выборах президента Республики Беларусь в 2001 и 2006 годах убедительную победу одерживал действующий президент А.Г. Лукашенко, что является демонстрацией поддержки белорусским народом политики Союзного государства. При этом большинство наблюдателей ОБСЕ констатировало, что президентские выборы в Республике Беларусь прошли в соответствии с международными нормами избирательного права.

Союзное государство выражает волю российского и белорусского народов и в своей правовой основе имеет законодательную базу, созданную путем выполнения всех необходимых демократических процедур14. Гражданам России и Беларуси предоставляются равные права и равные возможности в деле построения своей социальной судьбы: доступ в высшие учебные заведения обеих стран, возможность участвовать в имущественных отношениях и т.д.

В рамках Союзного государства развивается сотрудничество с международными финансовыми, промышленными, научными и общественными организациями. Так, на 1 апреля 2001 года только в Республике Беларусь работало 1023 представительства иностранных организаций и 51 страны мира; при этом компании из стран Евросоюза являются основными инвесторами на территории Беларуси. В то же время финансово-экономические отношения с Российской Федерацией являются для Беларуси приоритетными; в 2010-е годы предполагается их всестороннее расширение и интенсификация15.

_____________________________________________________________________________________________________________
1. Союзные программы: на пути к достижению целей. М., 2001. С.38.

2. Вестник Союз-Инфо. М., 2001.С.18.

3. Годин Ю.Ф. Россия и Белоруссия на пути к единению. М., 2001. С.84.

4. Сухопаров Д.И. Союзное государство – повышение эффективности функционирования национальный экономик. – В кн.: Экономическое обозрение Союзного государства Белоруссии и России. М., 2001. С.34.

5. Беларусь – Россия. На пути к единению. Минск, 1996. С.3.

6. Динамика интеграции: события и мнения // Вестник Союз-Инфо. М., 2001. С.7.

7. Там же. С.8.

8. Там же. С.10.

9. Договор о Союзе Беларуси и России. – В кн.: Договор о Союзе Беларуси и России. М., 1997. С.23.

10. См.: Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. Ст.2 // Беларусь сегодня: Информационный вестник. 1995. Декабрь. № 5.

11. Там же.

12. Конституционные принципы Союзного государства. М., 2001. С.2.

13. Бюджет Союзного государства на 2001 год // Вестник Союз-Инфо. М., 2001. С.13.

14. Конституционные принципы Союзного государства. М., 2001. С.2.

15. Козик Л.П., Кохно П.А. Союз Беларуси и России: финансово-экономические проблемы (валюты, бюджета, собственности). М.-Минск, 1999. С.20.

Автор: Ершов В.Ф.

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru