Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
19 марта 2007

Алма – Атинская декларация. Образование СНГ. Устав СНГ.

Алма – Атинская декларация. Образование СНГ. Устав СНГ.

Магистратура: «Восточноевропейские исследования»

Распад СССР поставил перед бывшими союзными республиками неотложную и беспрецедентную по масштабам задачу радикального переустройства политических и экономических отношений на обширном евроазиатском пространстве. Содружество Независимых Государств возникло как ответ на этот исторический вызов.

СНГ выступило структурообрзаующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений при сохранении складывающейся веками дружбы народов – участников.

Правовые и организационные основы таких отношений определены учредительными документами СНГ, а также Уставом организации, принятом в 1993 году.

На этой базе была постепенно создана инфраструктура сотрудничества. Это взаимодействие в формате заинтересованных государств в сферах экономики, военного сотрудничества, охране границ и борьбе с организованной преступностью, в области транспорта, экологии, культуры, туризма, печати и т.д.

1. История образования СНГ.

Историческая справка и юридическая оценка учредительных документов.

8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этим соглашением ликвидировалась структура союзного центра, принцип федеративного и конфедеративного государства. Каждая из подписавших республик обретала окончательную независимость.

21 декабря 1991 года в Алма – Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к этому соглашению, в котором было отмечено, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. Из республик Бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония.

В рамках рассмотрения данных соглашений, подписанных руководителями союзных республик, важно установить, какое из них обладает высшей юридической силой и, следовательно, может считаться учредительным для каждого из образованных суверенных государств.

Ликвидация СССР тремя входившими в него республиками весьма уязвима: даже если считать, что три республики покинули Союз, то он формально продолжал бы существовать, так как о выходе из него не заявляли другие республики, которые согласно Конституции входили в состав СССР наравне с Украиной, Белоруссией и Россией. Тот факт, что Россия, Белоруссия и Украина являлись странами – учредителями СССР, не может служить достаточным основанием для признания Беловежских соглашений хотя бы потому, что в учреждении СССР участвовала также Закавказская Федерация, включавшая в себя в тот момент Азербайджан, Грузию и Армению.

Таким образом, рассматривая распад Советского Союза и создание СНГ, важно подчеркнуть, что учредительным характером обладают именно положения Алма – Атинской декларации. Самым главным положением декларации следует признать норму о прекращении СССР с образованием СНГ.

Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года, основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства – члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В январе 1993 года принят Устав СНГ, а в январе 1996 года – положения об эмблеме и флаге СНГ.

2. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.

К середине декабря 1991 года СССР не существует. Во второй половине 1991 года эксперты работают над Алма – Атинской декларацией, которую подписали одиннадцать государств 21 декабря 1991 года.

Ее основные положения:

  • - Развитие отношения между демократическими правовыми государствами на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, добросовестного выполнения обязательств и норм международного права.

  • - Уважение и признание территориальной целостности и нерушимости границ.

  • - Укрепление дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества для обеспечения мира и безопасности.

  • - Сохранение гражданского мира и межнационального согласия.

  • - Осуществление взаимодействия участников Содружества на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

  • - Сохранение объединенного командования военно – стратегическими силами, единого контроля над ядерным оружием

  • - Уважение стремления сторон к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства.

  • - Признание всеми членами Содружества открытого присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

  • - Подтверждение приверженности к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.

  • - Образование СНГ, ликвидация СССР.

  • - Выполнение государствами участниками Содружества международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.

  • - Неукоснительное соблюдение принципов данной декларации.

Как видно из содержания, Алма – Атинская декларация определила принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировала условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями ( на чем настаивали западные державы ), правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил – участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты (например, армяно – азербайджанский в Нагорном Карабахе), удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.

Не менее важно и то, что заключенные учредительные документы позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве…

Таким образом, несомненная заслуга декларации в том, что созданное на ее основе Содружество значительно смягчило размежевание бывших союзных республик, устранив тем самым опасность возникновения глубоких геополитических потрясений.

3.Устав СНГ от 22 января 1993 года. Основные положения, анализ содержания.

Устав был принят 22 января 1993 года на заседании Совета глав государств в городе Минске. Он состоит из 45 статей и 9 разделов.

Основные положения Устава СНГ.

Преамбула документа гласит следующее.

Государства СНГ, основываясь на исторической общности своих народов, действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта, другими документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также положениями Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, Протокола к этому Соглашению, Алма – Атинской декларации, решили принять Устав Содружества.

Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства – члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Содружество служит дальнейшему развитию и укреплению отношений дружбы, добрососедства, межнационального согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами – членами.

Целями Содружества являются:

  • - осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях.

  • - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств – членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция.

  • - обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ.

  • - сотрудничество между государствами – членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения.

  • - содействие гражданам государств – членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве.

  • - взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

  • - мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2).

Для достижения поставленных целей Содружества государства – члены строят свои отношения в соответствии с принципами:

  • уважения суверенитета государств – членов, права народов на самоопределение

  • нерушимость государственных границ, отказ от территориальных приобретений

  • неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства- члена

  • территориальная целостность государства

  • верховенство международного права

  • развитие взаимовыгодного экономического и научно – технического сотрудничества

  • добрососедское выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества

  • духовное единение народов

  • учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений ( ст.3).

К сферам совместной деятельности государств – членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека

  • координация внешнеполитической деятельности

  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общего рынка, таможенной политики

  • сотрудничество в развитии систем транспорта

  • охрана здоровья

  • вопросы социальной и миграционной политики

  • борьба с организованной преступностью

  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях и взаимоотношений государств – членов (ст. 5)

Государствами – учредителями Содружества являются государства, подписавшие и ратифицировавшие Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому соглашению от 21 декабря 1991 года к моменту принятия настоящего Устава (ст.7).

Вопросам коллективной безопасности и военно – политическом сотрудничеству посвящен третий раздел Устава – статьи с 11 по 15.

Государства – члены проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства Вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве (ст.11).

В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств – членов, государства – члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координирования позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы и использование в случае необходимости Вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно статье 51 Устава ООН.

Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств Содружества.

Следующий раздел о механизме предотвращения конфликтов и споров – статьи 16 – 18

Государства – члены принимают все возможные меры для предотвращения конфликтов, прежде всего на межнациональной и межконфессиональной основе.

Статьи 19 – 20 о сотрудничестве в экономической, социальной и правовой областях.

Начиная со статьи 21 речь идет об органах Содружества, их функциях и полномочиях.

Высший орган Содружества – Совет глав государств ( ст.21).

Далее идут Совет глав правительств.

Для решения вопросов сотрудничества в отдельных областях и разработки рекомендаций для Совета глав государств и Совета глав правительств созываются совещания руководителей соответствующих органов: Совет министров иностранных дел, Координационно – консультативный Комитет, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека.

В статье 35 говорится о рабочем языке Содружества, которым по Уставу является русский.

Седьмой раздел, то есть статьи 36,37 о межпарламентском сотрудничестве.

Межпарламентские консультации, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках Содружества проводит Межпарламентская ассамблея, состоящая из парламентских делегаций.

Важный вопрос – финансирование деятельности органов Содружества.

В статьях 38 – 40 записано, что расходы по финансированию деятельности органов Содружества распределяются на основе долевого участия государств – членов и устанавливаются в соответствии со специальными соглашениями о бюджетах органов Содружества.

И, наконец, заключительные положения Устава, где сказано про вопросы ратификации, о процедуре принятия поправок.

Как видно из вышесказанного, содержание Устава СНГ основано на первых учредительных документах: Соглашения от 8 декабря 1991 года и Алма – Атинской декларации. Следовательно, текст Устава повторяет их положения и наполняет более конкретным содержанием.

В Уставе говорится о многостороннем сотрудничестве по всему спектру отношений – политических, экономических, военно – технических, гуманитарных. Перечисляются основные органы Содружества, область их ответственности и компетенции. Раскрываются механизм принятия новых членов организации, выход из нее, вопросы финансирования и другие вопросы.

Отрицательной стороной Устава является то, что документ не требовал от страны – участницы СНГ безусловного выполнения всех документов, принятых большинством, то есть во многом положения его имели лишь декларативный характер.

Таким образом, Соглашение от 8 декабря 1991 года, Алма – Атинская декларация, Устав СНГ от 22 января 1993 года создали институциональные и правовые условия для равноправного диалога и сотрудничества по сложнейшим проблемам, многий из которых не имели аналогов в мировой практике. Детищем этих документов явилось Содружество Независимых Государств, которое выполнило важную историческую миссию содействия становлению суверенных, независимых государств, выбору каждым из них собственного внешнеполитического курса, модели экономических реформ и путей государственного строительства.

Список используемой литературы и источников.

1. Важнейшие принципы государственного суверенитета в законодательстве РСФСР. Июнь 1990 г. – ноябрь 1991 г ./ А.В. Светозаров // Закон и право. – 2006. - №4.

2. О возникновении современного Российского государства. Краткий историко – правовой очерк / А.В. Светозаров // Закон и право. -2006. -№5.

3. Аналитический доклад «итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу» /Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

4. Аналитический доклад «СНГ – девять лет» /Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

5. Первые нормативные акты демократической России / А.В. Светозаров // Министерство юстиции России: история и современность 6 Материалы межвузовской научно – практической конференции. М.,2003.

6. Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года / Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

7. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года / Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

8. Устав СНГ от 22 января 1993 года / Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ.

9. Постановление Межпарламентсткой Ассамблеи государств – участников СНГ о дополнениях и изменениях в Устав СНГ от 12 мая 1995г.

Автор: Волков Андрей

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru