Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
24 мая 2012

Киргизия открыла для НАТО не только небо, но и землю

Глава МИД Киргизии Руслан Казабеков и замгенсека НАТО Александр Вершбоу в дни саммита альянса в Чикаго подписали соглашение о наземном транзите грузов международной коалиции. Об этом вчера сообщили в МИД Киргизии. Окончательно сформирован второй наземный маршрут Северной сети поставок (ССП) грузов в Афганистан и обратно. Он пройдет через страны Центральной Азии, теперь – и Киргизии.

«Новое соглашение свидетельствует о продолжении политики НАТО в отношении стран региона – сотрудничество расширяется. Важно, что это происходит с фактического одобрения РФ – ведь альянс получил возможность для транзита грузов создать перевалочный пункт в Ульяновске», – сказал «НГ» депутат парламента Киргизии, лидер партии «Демократический альянс» Равшан Джеенбеков.

По словам депутата Джеенбекова, ранее Бишкек предоставлял коалиции лишь воздушное пространство и аэропорт «Манас», где была создана американская военная база. После того как Киргизия подписала документы о предоставлении наземных транспортных артерий, у НАТО сложилась полная логистическая схема вывоза грузов из Афганистана». Киргизия, как сказал Джеенбеков, получила возможность участвовать сразу в двух транзитных маршрутах НАТО: Афганистан–Таджикистан–Киргизия–Казахстан–Россия и Афганистан–Узбекистан–Киргизия–Казахстан–Россия. И если маршрут через Узбекистан уже работал, то в таджикском направлении движения не было, поскольку Киргизия вошла в соглашение только в Чикаго.

Напомним, первоначально США для переброски грузов в Афганистан использовали территорию Пакистана. Но после неудачно проведенной в этой стране операции, во время которой авиация НАТО атаковала блокпост пакистанской армии и погибли 28 солдат, Исламабад прекратил сотрудничество. Вашингтону пришлось переориентироваться на Россию и страны Центральной Азии и заключить с ними соглашения о наземном транзите. Единственной страной, не подписавшей договор о военном транзите, сегодня остается Туркмения.

Планировалось, что в ходе саммита НАТО в Чикаго США договорятся с Пакистаном о возобновлении транзита. Но Исламабад, по сведениям Би-би-си, потребовал публичного извинения за убийство своих военных, пересмотра политики США в отношении воздушных атак над территорией Пакистана, увеличения платы за транзит с 250 до 5000 долл. за каждый автомобиль. Для США эти требования оказались неприемлемыми. Президент США Барак Обама в обращении к участникам саммита, говоря о роли региональных государств в афганском урегулировании, поблагодарил Россию и страны Центрально-Азиатского региона и не упомянул Пакистан. Более того, отказался от встречи с президентом Асифом Али Зардари один на один.

Между тем для НАТО пакистанский маршрут был самым выгодным – требовал около 17 млн. долл. в год. Теперь технику и оборудование из Афганистана придется вывозить более длинным, а значит, и более дорогим северным маршрутом. Представитель Центрального командования США Билл Спикс посетовал, что Министерство обороны США вынуждено будет выплачивать странам Центральной Азии, задействованным в транзите по маршруту ССП, более 500 млн. долл. в год. И вероятно, эта сумма неокончательная, поскольку коалиционным войскам предстоит вывезти 120 тыс. контейнеров с грузами, 70 тыс. бронемашин, более 100 тыс. военнослужащих и гражданских лиц. А помимо платы за транзит по ССП страны региона установили тарифы за пользование своей инфраструктурой. Кроме того, Бишкек, по словам Джеенбекова, надеется получить еще и финансовую помощь для поддержания бюджета.

«Дефицит бюджета, по официальным данным, составляет 17 миллиардов сомов (более 360 млн. долл. – «НГ»), а по данным независимых экспертов, доходит до 25 миллиардов сомов (532 млн. долл. – «НГ»). Экономисты предсказывают, что следующий год будет более тяжелым. Поэтому у нас единственная просьба ко всем странам, в том числе и к России, – помочь поддержать бюджет», – сказал «НГ» Равшан Джеенбеков.

Он также полагает, что Бишкек, подписав соглашение с НАТО о наземном транзите, оставит Центр транзитных перевозок (ЦТП, бывшая военная авиабаза. – «НГ») в аэропорту «Манас» и после 2014 года, когда истечет срок арендного договора. «Если бы власти решили закрыть ЦТП, то, наверное, не стоило бы в Чикаго подписывать новое соглашение. Это косвенное свидетельство того, что ЦТП останется», – считает Джеенбеков.

Независимая

Автор: Панфилова Виктория

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru