Кафедра по изучению стран постсоветского зарубежья РГГУ
На главную страницу Обратная связь Карта сайта

Подписка на рассылку публикаций:

Имя:
E-mail:
11 января 2008

Чагатай и Могулистан. Шейх не ошибся - его названный потряс мир... (страницы истории)

Чагатай и Могулистан. Шейх не ошибся - его названный потряс мир... (страницы истории)

Незадолго до своей смерти в 1227 году Чингисхан разделил свою империю между четырьмя сыновьями, от старшей жены племени конгратов.

Поскольку старшего Джучи не было в живых, Чингисхан поручил его старшему сыну Батухану всю территорию от Монголии до тех территорий, куда достигнет монгольский конь. В нее входили Сибирь, Урал, север Центральной Азии(Дашти-кипчак), северное Причерноморье.

Второму сыну Чагатаю, он завещал Центральную Азию от Тяньшаня до устья Амударьи. Он выделил ему всего 4 тысяч монгольских воинов, уверенный в том, что Чагатай не будет иметь проблем в отношениях с местным населением , являвшимся полностью тюркским. Уже по приходе в Центральную Азию Чингисхан разместил конгратов в самой богатой области в Хорезме и она стала как бы улусом , хотя официально так она не называлась .

Но они здесь пользовались автономией и власть конгратов, обратившаяся впоследствии в династию, продолжалась здесь почти 700 лет.

Третий сын Угедей, стал наследником улуса самого Чингисхана, т.е. собственно Монголии и был провозглашен хаканом(каганом) монголов, теперь уже этнических монголов. Правил он здесь тринадцать лет(1227-1241 гг.) , а после его смерти правила империей жена- Туркан-хатун из племени найманов до 1246 года , пока не подрос сын Гуюкхан и бразды правления были переданы в его руки.

Четвертый сын Тулуй, прозвище Улуг-нойон, получил в правление Китай.

От Бортэ-Фуджин у Чингисхана были пятеро дочерей. Все они стали женами предводителей тюркских племен. Четвертая дочь Тумалун была выдана замуж за вождя конгратов, которые укрепили свои родственные узы с домом Чингизхана. Хорезм во главе с конгратами стал интегрированной частью гигантской империи чингизидов.

Улус Чагатая занимал территории от Тяньшаня до долины рек Чу и Или. Он стал называться Моголистаном, а его жителей называли моголами. Здесь проживала огромная масса тюркских племен, сохранившихся еще со времен караханидов, которые перемешавшись с новыми пришлыми тюркскими племенами сохраняли или прежние названия или образовывали новые. Они и составили этническую основу нового государства.

Чингисхан оставил при Чагатае своих выдающихся государственных деятелей Махмуда Ялавача и Тата-тюна, которые должны были создать в центральной Азии единую административную систему.

Прежде всего, они провели огромную работу по расселению тюркских племен, прибывших с Чингисханом. Барласов поселили в Кашкадарье, джалаиров в Ходженте, нокузов вдоль Амударьи, найманов в Ферганской долине и т.д. Была создана единая налоговая система, введена регулярная перепись населения, которая позволила собирать подушные налоги и установить легитимные пути сбора государственных финансов, т.е. путем законно установленных норм. Улус Чагатая приобрел нормальную государственность.

Он располагался на самом важном участке великого шелкового пути и Чагатай создал надежную охрану караванов, идущих от Ланчжоу до Мешхеда. Он был покровителем торговли и ремесла. Города и караван-сараи развивались.

Общение по великому шелковому пути и взаимодействия купцов различных наций затруднялось из-за отсутствия единого языка, торговых и финансовых терминов, единых таможенных правил. В связи с этим Чагатай распорядился о создании единого языка , который мог бы одинаково использоваться всеми купцами, стражами и таможенниками на всем протяжении тракта проходящему по его владению.

Махмуд Ялавач привлек к этой работе остатки караханидов, проживающих на территории улуса- чигилей, тухси, карлуков, а также уйгуров. Они были носителями единого диалекта, напоминавшим нынешний узбекский язык, и совместными усилиями им удалось создать максимальный к тому времени вариант нового языка, который был назван чагатайским и который лег в основу того тюркского языка, который ныне называется узбекским.

Создатели нового языка использовали все элементы языков, вышеназванных племен, но письменную основу составила уйгурская письменность.

Чагатай начал активно внедрять этот язык на всей территории Центральной Азии. Это была государственная языковая политика и никто не смел возражать. Распространение языка проходило быстро. В регионе уже проживало 42 тюркских племени и все они общались на нем.

Новый язык стал основой консолидации проживавших здесь племен. Происходило их быстрое сближение, взаимовлияние, взаимодействие на основе единого языка развивались культура, производительные силы и коммерция.

Через сто пятьдесят лет при Тимуре чагатайский язык становится государственным и придворным языком с уйгурской письменностью(26 букв, писались раздельно справо налево), хотя в официальных документах придворные писцы пользовались еще фарси с арабским алфавитом.

Алишер Навои вводит чагатайский язык в поэзии, а Бабур уже в XVI столетии создает первое прозаическое произведение на чагатайском языке. Бабур по современным меркам мог бы стать великим лингвистом и преобразователем языков. В Афганистане и Индии он создал новый язык урду, в котором отразились дари, чагатайский языки и хинди. Его армия была многонациональной, и он создал язык, который легко усваивался главными компонентами войска, в котором главную роль играли тюрки, в основном барласы, афганцы, иранцы.

Чагатайский язык стал господствующим в Центральной Азии, в одинаковой степени обслуживающих базис и надстройку общества, т.е. завоевавших как широкие массы, так и придворные круги, и элиту ученых людей и священнослужителей.

Тимур и тимуриды

Вскоре внутри Чагатайского улуса начались конфликты между племенами, осевших в городах и оседлых районах в западных владениях, Мавереннахре, с одной стороны и военными кочевыми монгольскими эмирами, бродившими по пастбищам Семиречья и предгорьях Тяньшаня, с другой.

Чагатайских ханов и эмиров привлекали богатые города Мавереннахра, развитые культурные центры, ремесленные регионы, которые производили изящные изделия и необходимую хозяйственную утварь. Здесь была высокая культура и производство.

И главное, новые хозяева Мавереннахра познакомились здесь с исламом, который полностью отличался от шаманизма монголов.

Первым из чагатаев принял ислам внук Чагатая Мубарекшах(1266 гг.) . В принятии им решения перейти в ислам немалую роль сыграла его мать Эргене-хатун из тюркского племени найманов. Она была ревностной покровительницей мусульманского духовенства Самарканда и Бухары и по ее инициативе в этих городах были построены новые мечети и мадрасе.

Муборекшах начал активно внедрять ислам среди тюркских племен. Первыми приняли ислам джалаиры, проживавшие в долине реки Ангрен и барласы поселившиеся в долине реки Кашкадарья. Они были самыми преданными Чингисхану племенами, такими они остались и при Чагатае. Они поддержали Мубарекшаха в осуществлении исламизации населения улуса.

Но могущественные представители кочевой знати выступили против этой тенденции. Они отвергли ислам и относились с презрением к оседлой жизни, боясь потерять свою значимость в жизни улуса. На курултае, проведенном в Таласе в 1269 года военно-кочевая аристократия одержала вверх. Было решено не поселяться в городах, чтобы допустить разложения племен и подрыва власти их вождей, и жить в горных и пастбищных районах соответственно их героическим древним традициям. Мубарек был свергнут и после этого почти полстолетия ханы и эмиры бродили по степям, оставаясь язычниками.

Принятие ислама привело к модификации образа жизни в Мавереннахре, смене культурных ценностей и духовной жизни, традиций, а использование в культурной и политической жизни арабского языка, приобщила тюрко-монгольскую знать к исламской цивилизации, обогатило их духовную жизнь, воспитание, образование.

Это усугубило конфликт в улусе между кочевыми и оседлыми племенами. Кочевые аристократы презрительно называли осевших в Мавереннахре чагатаев "курама"- помесями, нечистыми, нечистокровными, испорченными. Себя они называли "могулами", т.к. на тюркском языке буквы н и г не связываются и с тех пор восточная часть улуса Чагатая стал называться Могулистан. По этой причине и династия Бабура в Индии называлась могольской.

В то же время западные чагатайцы называли своих кочевых сородичей джете, означавшее разбойник, мошенник и это название прочно закрепилось за ними.

Практически в начале XVI в. улус распался на две части: Мавереннахр на западе и Могулистан на востоке. Каждая из них управлялась отдельной ветвью, и каждая пошла своим собственным путем развития.

В Мавереннахре при правнуке Чагатая Кебекхане(1309-1321 гг.) были проведены радикальные реформы, имевшие исторические последствия. Вся территория страны была разделена на туманы. Все существовавшие феодальные вотчины и владения были обращены в туманы. Он ввел впервые единую денежную единицу . кебекские динары, которые имели широкое хождение в империи Тимура.

Свою главную базу он перевел из Илийской долины сначала в долину Ангрена, а затем в Кашкадарью. На берегу реки Кашкадарья он основал свой лагерь, а затем на его месте построил дворец, который был назван Карши, означавший на древнетюркском- дворец. Именно в долине Кашкадарьи спустя пятнадцать лет после смерти Кебекхана родился Тимур, будущий властитель Мавереннахра.

Быстрое развитие Мавереннахра и рост численности тюрко-монгольских племен способствовали появлению местных династий и сепаратистских движений. Каждый из местных правителей стремился к независимости и в западной части улуса Чагатая начался парад суверенитетов. В Хорезме правила династия конгратов, возглавляемая родом суфиев; В Балхе и Кабуле правил внук властителя улуса эмира Казагана-эмир Хусейн; джалаиры господствовали в долине Ангрена, найманы в долине Зерафшана; у подножья Гиндикуша властвовали многочисленные мелкие племена, все суверенные и независимые. Города были под контролем различных местных правителей; в районе Шахрисябза, в долине Кашкадарьи господствовало племя барласов.

Племя барласов было одним из самых влиятельных в империи Чингисхана. Одним их предков был визирем при Чагатае, а само племя сыграло важную роль в приходе Чингисхана к власти. Оно пользовались большим уважением и доверием властителей улуса Чагатая и неслучайно Кебекхан сделал их владения центром своих владений.

С этих пор Кашкадарья стала центром политической жизни западной части улуса Чагатая, где концентрировались центростремительные силы, стремившиеся к созданию отдельного независимого государства в Мавереннахре. Судьба доверила это историческое дело Тимуру.

Его отец-Тарагай- был связан тесной дружбой с предводителем племени барласов, Хаджи-барласом, который в свою очередь входил в элиту военной кочевой знати Могулистана.

Тимур в своей автобиографии- Мулфузат пересказывает рассказ своего отца о происхождении своего имени: "вскоре после твоего рождения я вместе с твоей матерью пошел навестить знаменитого шейха Шамсутдина и преподнести ему севинчлик, т.е. подарки по случаю твоего рождения.

Когда мы вошли в его хижину, он читал Коран главу 67, где говорилось о близком приходе "сотрясателя земли". На арабском языке сотрясатель земли было выражено одним словом- теемури. Узнав о причине нашего прихода, он вновь заглянул в Коран и воскликнул: мы назовем твоего сына Теемур, т.е. сотрясатель земли. Пусть Аллах пошлет ему судьбу, соответствующую имени"

Шейх не ошибся - его названный потряс мир

О жизни и деятельности Тимура более чем достаточно исследований, популярных книг, повестей, рассказов, причем большой частью надуманных.

Самыми достоверными источниками являются книги Низаметдина Шами Зафар-намэ(Книга побед) , написанная в 1404 году и одобренную самим Тимуром. Шарафетдина Али Язди, названная также Зафар-намэ, написанная 1425 году и Гиясетдина "Поход Тимура в Индию". Заслуживает внимания также книга кастильского посла Рюи Гонсалеса Клавихо "Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура" (1403-1406 гг.).

О Тимуре написано более тысячи книг. По популярности в мировой истории ему нет равных. Ни о Александре Македонском, ни Цезаре, и ни о Наполеоне не написано столько книг, сколько о Тимуре.

Оценки его деятельности диаметрально противоположны. Одни считают его злодеем , отличавшимся особой жестокостью , другие считают выдающимся полководцем и государственным деятелем. Причем в Азии сложился культ личности Тимура. Его называют не иначе как "великий Тимур". В Турции он занимает значительное мест в школьных учебниках по истории. В учебнике для пятого класса есть специальная глава под названием "государство Тимура", в которой имеются интересные страницы о битве при Анкаре. В этот день, говорится в учебнике, два братских народа сошлись в великой битве. Счастье улыбнулось Тимуру.

В Пакистане недалеко от г. Мултана есть два города, названные по имени сыновей Тимура- Мираншаха и Умар-шайх. Гиды рассказывают , что в этих местах были лагери его сыновей при его походе на Индию. В районе Музаффарабада есть автономный район, населенный барласами, которые до сих пор боготворят своего великого предка.

Его главной заслугой является создание в Мавереннахре централизованного государства, объединившем все проживающие здесь племена в едином государственном объединении. Он покорил 27 государств и создал громадную империю, простиравшуюся от Тяньшаня до Кавказа. Испанский посол Клавихо отмечал, что на всем этом громадном пространстве люди говорили только на чагатайском языке, используя уйгурскую графику.

Разгром Тимуром золотой Орды в 1395 году освободил Россию от тяжкого золотоординского гнета и создал условия для объединения русских княжеств. Победа над Баязетом при Анкаре в 1403 году спасла Европу от турецкого нашествия и на 50 лет отстрочила экспансию османских султанов в Европу.

Тимур сыграл огромную роль в мировой истории. Это признают все исследователи.

Но не меньшую роль он сыграл в развитии азиатской цивилизации. Он создал азиатскую феодальную систему, которая была основана на внедренной им надела сойюргал. Его суть заключалось в раздаче городов, областей, отдельных регионов в наследственное владение своим родственникам , которые должны были не только поддерживать порядок и законность в своих владениях, но прежде всего заниматься развитием экономики и культуры. Они должны были оказывать всяческую поддержку поэтам, художникам, музыкантам, строителям, архитекторам. Более того, каждый из тимуровских правителей обязан был владеть одним из искусств. Многие из тимуридов сами были хорошими музыкантами, поэтами или художниками.

С Тимуром связывают развитие цивилизации, признанной как тимуридской. Она специально отмечена ЮНЕСКО. Во всей империи происходит мощный подъем духовной жизни, развивается ремесленничество, обогащение прикладного и декоративного искусства. В Ширазе, Тавризе, Мешхеде тимуридами были созданы собственные школы художников, поэтов, музыкантов, архитекторов, которые создали шедевры мировой цивилизации.

Большое внимание Тимур уделял строительству. При нем зарождается новый архитектурный стиль- сооружение монументальных сооружений, который так ярко выразился в Ак-Сарае, Гур-Эмире, Шахи Зинда, мавзолее Ходжа Яссави и неповторимым Тадж Магале. За 35 лет правления (1370-1405 гг.) в его владениях в Мавереннахре было построено 70 монументальных зданий, до сих пор не потерявших свою самобытную красоту и изящество.

Природа наделила его многими талантами, но он возвышался главным образом благодаря своему природному интеллекту. Его двор был заполнен философами, теологами , писателями, историками, учеными выдающимися арабскими путешественниками и поэтами. Он вдохнул новую жизнь и духовные потенции в Мавереннахре и сделал его одним из центров мировой экономики, культуры и политики. Тимур создал великую державу.

В этой державе были те же пороки, которые были присущи всем другим государствам периода феодализма- сепаратизм местных правителей и жажда власти. Смерть Тимура в 1405 году стала сигналом к борьбе за его наследие между его потомками.

Закат Тимуридов

История тимуридов после Тимура делиться на два периода. Первый период проходил на территории, которая захватывала всю прежнюю империю Тимура. Она была разделена между сыновьями и внуками завоевателя на два отдельных государства: на западе царствовал сын Тимура Мираншах и его сыновья Абу Бакр и Мухаммад Умар, на востоке, состоявшем из Хоросана и Мавереннахра правил Шахрух. Это был блистательный и сравнительно счастливый период истории Центральной Азии. Миролюбивый Шахрух пытался создать в Герате культурный и интеллектуальный центр Азии.

После смерти Шахруха в 1446 году, начинается второй период, когда империя начинает раскалываться на части. Каждый, кто считал себя членом дома тимуридов, считал себя вправе создать свое независимое государство и своими сепаратистскими выступлениями лишь облегчали наступлению врагов империи. Но даже в этих трудных условиях культура в государстве Шахруха продолжала процветать во всем своем великолепии. Весь период XV века является золотым веком литературы, искусства и науки. Двор Хусейна Байкары, также потомка Тимура, был достойным продолжателем традиций Шахруха.

Успехи в развитии искусства и культуры были очень значительными. Неслучайно музей азиатского искусства в Стамбуле разделяется на три отдела: азиатская цивилизация до Тимура, развитие культуры и искусство в эпоху Тимура и тимуридов и азиатская культура и искусство после Тимура и тимуридов. Думается такое деление вполне соответствует истине.

Первоначально военачальники(эмиры) решили скрыть смерть Тимура и продолжить поход в Китай под руководством Халил Султана, его внука. При нем был образован регентский совет, который взял на себя всю ответственность за осуществление кампании. По завершении экспедиции регентский совет должен был передать согласно завещанию Тимура всю власть в империи правителю Афганистана Пир-Мухаммаду, сыну Джахангира.

Однако, Пир-Мухаммад отверг это предложение и начал военные действия против Халил Султана. Дважды войска обоих внуков Тимура сходились в битвах и дважды Пир-Мухаммад терпел поражение и попал в плен к Халил-Султану. Халил Султан простил его, сохранил ему жизнь и разрешил править в его владениях в Афганистане. Однако, спустя шесть месяцев Пир-Мухаммад был убит в результате заговора в Кандагаре, организованном его же визирем Пир Али Таджем с целью завладения троном. Это стоило ему же и жизни. Он был свергнут своими же сторонниками и убит через несколько дней после убийства Пир-Мухаммада (1406 г.).

Недолго длилось и правление Халил Султана, проводя дни в кутежах, он не заметил заговора своих военачальников, которые свергли его и по повелению Шахруха, он был отправлен правителем в Ирак(1406 г.), где он и завершил свой жизненный путь в 1409 г. Его смерть так и осталась загадкой.

Мираншах со своими сыновьями правил над государством, в которое входили Иран, Ирак, Азербайджан, Муган, Ширван, Грузия. Один из эмиров Тимура, Жахоншах попытался совершить государственный переворот, организовав ссору двух братьев, однако неудачно. Он был схвачен и казнен.

Вскоре нависла новая опасность для Мираншаха. Усилились туркменские племена Ак-Коюнлы и Кара .Коюнлы. Кара-Коюнлы господствовали над территорией к югу от озера Ван и основали династию, владевшую Арменией и Азербайджаном. Их возглавил Кара-Юсуф. Тимур разгромил их и после победы над Баязидом, союзником которого они были, изгнал их с этой территории и основал новое государство, во главе которого поставил Мираншаха.

После смерти Тимура племя начало борьбу против Мираншаха, стремясь изгнать его и завладеть его государством. Решающее сражение произошло в 1408 году . Мираншах был разгромлен и погиб в битве. Вскоре погибли и оба его сына. Западное государство тимуридов перестало существовать и вся борьба за власть, и наследие Тимура перенеслась в восточную часть, в Мавереннахр.

После смерти Тимура Шахрух правил лишь в Хорасане. Но именно он начал борьбу за возрождение государство Тимура. В 1406 году он завоевал Мазандаран и в следующем году Сейистан. В 1409 году он присоединил к своим владениям Самарканд и Мерв. Продолжая дело восстановления империи он устанавливает свою власть над Фарсом(1414 г.) Кирманом(1417 г.) . В следующем году в сражении с Кара Юсуфом Шахрух одерживает победу. Кара Юсуф пал на поле сражения. Шахрух восстанавливает власть тимуридов в Азербайджане.(1419г.).

В этом же году он назначает своего сына Байсункара своим визирем. Он пережил всех сыновей, исключая Улугбека. Суюргатмыш, правитель Кабула и Кандагара умер в 1426 г., Байсункар в 1433 г., Ибрагим Султан, умирает в 1446 г. Улугбек пережил его на 3 года.

Шахрух оставил после себя добрую память благородного, доброго, храброго, миролюбивого правителя, свободного от завоевательских амбиций. Он создал огромную библиотеку в Герате, где была собрана самая современная литература, как художественная, так и научная и религиозная. Сюда в поисках знаний стекались люди интеллекта со всей Азии.

После убийства Улугбека и гибели его сына Абдулатифа трон в Герате и в Самарканде захватил внук Шахруха Абдаллах, который до того правил в Фарсе. Абу .Сайид внук Мираншаха, при поддержке шейбанидов в 1451 году наносит ему поражение. Абдаллах попал к нему в плен и был казнен.

Абу-Сайид, по словам современников был "самым мощным правителем своего времени". В его владениях оказались Мавереннахр, Бадахшан, Кабул, Кандагар с близлежащими территории Индии, Ирак и Хорасана.. Он был амбициозным, но историки соглашаются , что он обладал многими хорошими качествами такими как чувство личного достоинства, открытость, политические способности, огромной энергией.

Он одержал победу в Мавереннахре, но у него появился опасный соперник в Азербайджане, Ак-Коюнлы, которые завладели этой частью империи Тимура и угрожали утвердить сою власть над всем Ираном . Абу Сайид срочно снарядил туда армию, во главе которой пошел он сам. Он объявил войну Узун-Хасану, который в 1466 г. стал во главе Ак-Коюнлы и с боями прошел до Карабаха, который являлся зимними лагерями армии Тимура. Однако, холодная зима того года лишила армию продовольствия. В армии начался голод, население разбежалось. Один за другим Абу-Сайида покидали отряды и вскоре он остался с небольшим верным ему отрядом. Узун-Хасану нетрудно было уничтожить его отряд, а самого Абу-Сайида захватить в плен. Он хотел сохранить ему жизнь и использовать тимуридов в борьбе за Иран, но против этого выступил совет племени и военачальники, которые требовали казнить его. Его предали смерти 11 июля 1469 года.

Не дожидаясь возвращения отца, власть в Самарканде захватил его сын Султан-Махмуд. Хитростью, заманив своих четырех братьев Мурада, Халила, Омара и Абу-Бакра, он убил их и завладел главным троном тимуридов в Самарканде. В свою очередь он был убит в результате заговора, организованном его визирем Хусроу Шахом в 1494 году. Когда весть о насильственной смерти Султана-Махмуда стала известной, весь Самарканд готов был поднять восстание. Хитрому и коварному визирю удалось избежать казни лишь благодаря тому, что ему удалось утвердить на троне сына Султан-Махмуда, Султан Маъсуда. Но он оказался марионеткой в руках хитрого и коварного визиря, которому через четыре года удалось свергнуть и этого тимурида(1499 г.)

Однако Хисроу Шаху не удалось воспользоваться плодами своих интриг. Эмиры отстранили его от власти и посадили на трон другого сына Абу-Сайида . Султан-Ахмада. Но он практически не имел власти. Она оказалась в руках его окружения и главным образом в руках высшего духовенства, главой которых был шейх Ходжа Ахрар.

Четвертый сын Абу-Сайида Умар Шайх утвердился в Фергане и создал себе небольшое государство, столицей которого был Аксу. Он был отважным и воинственным правителем и хотя его армия состояла всего из 4 тысяч воинов, он сделал несколько попыток завоевать Самарканд, хотя и безуспешно. Его современники высоко ценили его справедливость, благородство и благоразумие. Любитель вин и азартных игр, он в то же время был набожным и состоял мюридом Ходжа Ахрара. Его сын Бабур пишет, что он был предан своему крестному отцу и шейху всей душой и искренне. Он правил недолго и погиб в результате несчастного случая на охоте 8 июня 1494 года в возрасте 39 лет.

Султан Хусейн Байкара правил в Герате 37 лет. Образованный и воспитанный, поклонник литературы, исскуства, музыки, отважный и удачливый воин, он подчинил Хорасан, Тохаристан, Кандагар, Сейистан, Мазандаран, победив всех своих соперников. Он страдал от ревматизма и от предательства сыновей. Он скончался на пути к решающему сражению с Шейбаниханом.

Сначала он вел аскетический образ жизни, был набожным мусульманином, но позже предался пьянству, распутству, пример, которому последовали его сыновья и придворные. Хусейн Байкара стал знаменит тем литературным кругом, который он создал при своем дворе. Кроме знаменитого визиря Алишера Навои, создателя литературы на тюркском языке при его дворе были такие поэты как Джами, историки Хандамир и Мирхонд, художники Бехзад и Шах Музаффар. Дворцы Герата соперничали с дворцами Самарканда.

Его сын и наследник Бадр аль-Заман был последним тимуридом, правившем в Иране. Разгромленный Шейбаниханом, он нашел приют у Шах Исмаила и умер в полной нищете в Константинополе пленником Султана Салима в 1517 году. Его сын Мухаммад аль-Заман пошел искать счастья в Индию вслед за Бабуром, где умер в 1539 году после неудачной попытки стать королем Гуджарата при помощи португальцев.

Из тимуридов наиболее удачливым оказался Захеретдин Бабур, сын Умар-Шайха, он наследовал отца в возрасте всего 12 лет.

Несмотря на междоусобицу и взаимное истребление, тимуриды в то же время заботились о развитии литературы, искусства , культуры и духовной жизни. Мировая историческая наука однозначно высоко оценивает историческую роль тимуридов в развитии мировой цивилизации. Авторитетная "Энциклопедия Ислама" так оценивает их заслуги в области культурного развития. "Интеллектуальное оживление, которое характеризует XV столетие, было обеспечено отчасти деятельностью тимуридских соверенов и правителей, многие из которых сами были поэтами художниками, и учеными и привлекали к своим дворам одаренных людей. Шахрух поддерживал исследования в области истории, Улугбек прославился как астроном, поэт и теолог, Хусейн Байкара стал знаменит как художник и поэт, Бабур помимо своих блистательных мемуаров оставил большое число ценных трудов, Байсункар, сын Хусейна Байкары, был замечательным каллиграфам и многие книги того времени обязаны его труду. При дворе Хусейна Байкары творил великий поэт Джами, а так же поэт-мистик Негматулла Кермани и Касым аль .Анвар, авторы мистических поэм Хатифи и Катиби, авторы матнафиса , Хусейн Ваиз Кашфий, моралист и автор торжественных од, историки Мирхонд, Хандамир, Абдураззак Самарканди, Хафиз Абру, который являлся также знаменитым географом. Кроме Джами самыми известными теологами были Ахмад Тафтазани и традиционалисты типа Мирджамал ал-Дин Мукаддас. При дворах тимуридов всегда были в большом количестве математики, врачи и другие.

Из тюркских поэтов следует отметить великого Мир Али Шер Навои, у которого были последователи такие как Шайхум Бек Сухайли и Камал- эт-дин Газаргахи.

В XV веке персидская живопись достигла совершенства, но ее лучшая школа была представлена в Самарканде, Бухаре и Герате при дворах тимуридов. В этих городах была сосредоточена самая талантливая часть художников и ремесленников. Они создавали шедевры живописи, декоративного искусства и керамических изделий. Музыка достигла блистательного прогресса" (First Encyclopedia of Islam. Vol. VIII p. 781.)

Продолжение следует.

Centrasia

Автор: Хидоятов Гога Абрарович
узбекский историк

Версия страницы
для печати





© Центр изучения стран постсоветского зарубежья, 2006
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.postsoviet.ru обязательна.
При перепечатке в интернете обязательна гиперссылка www.postsoviet.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
Москва, м.Новослободская, ул. Чаянова, 15   
Телефон: (495) 250-66-93
Электронная почта: rsuh@rsuh.ru